На самом деле, понятие ошибочности какого-то действия крайне субъективно; есть мнение, что в искусстве нету незыблемых правил. Поэтому, если Вы делаете что-то из списка ниже, но получаете желаемый и устраивающий Вас результат, то это отлично!

Этот пост для тех, кто не удовлетворён своими результатами, и не может понять, что именно не так. Надеюсь, он будет полезен заинтересованным в рисовании цветными карандашами :)

 Это четвертая статья из серии.  Другие части:

Эти удивительные цветные карандаши

Основные приемы рисования цветными карандашами

Инструменты для рисования цветными карандашами

1. Рисование тупым карандашом

Многие начинающие художники опасаются лишний раз затачивать карандаш и делать кончик поострее; им не хочется отвлекаться от рисовани или кажется, будто так они тратят впустую драгоценный инструмент. И эту позицию можно понять, если учесть, сколько стоит набор хороших карандашей. :D

Однако хорошо заточенным карандашом рисуется гораздо эффективнее, говорим ли мы о прецессе нанесения промежуточных слоев цвета или о завершающей проработке деталей.

Пожалуй, единственным исключением, когда этим принципом можно пренебречь, является применение немного затупившегося карандаша при создании заключительного, полировочного слоя. Но каждая ситуация диктует свои условия.

Небольшой кусочек наждачной бумаги – лучший друг художника, работающего с цветными карандашами. Наждачка позволяет заострить кончик, не расходуя впустую ценный инструмент.

Подробнее о полезных дополнительных инструментах — в этой статье.

Кроме того, можно держать карандаш под углом по отношению к бумаге, чтобы кончик оставался в хорошей форме как бы естественным путем.

2. Недостаточно слоев цвета

Невозможно нанести один, два, и даже три слоя, и получить восхитительный, реалистично выглядящий рисунок. Цветные карандаши дают наилучший результат, если художник создает конструкцию из пяти, десяти, двадцати, а то и большего количества слоев.

Кстати, это не значит, будто каждый новый слой должен быть представлен каким-то новым оттенком, можно использовать ограниченное количество карандашей, просто варьировать технику нанесения, давление на карандаш, порядок слоев и т.д.

3. Слишком сильное давление на карандаш или неправильная бумага

В данном вопросе многое зависит от бумаги. Для цветных карандашей лучше использовать плотную бумагу, текстура которой позволяет «зацепиться» большому количеству слоев.

Именно поэтому выбор неподходящей (например, слишком тонкой) бумаги нередко приводит к тому, что художник останавливается на полпути и обнаруживает, что бумага явно не примет еще пару слоев цвета. А без них довести рисунок до ума невозможно – получается, куча труда пропала как бы напрасно.

На начальных стадиях рисования лучше работать в режиме слабого или среднего нажима. Избыточно сильное давление может повредить поверхность бумаги и тем самым сократить возможности для нанесения новых цветовых слоев.

4. Выбор штриховки «на авось»

Как мы с Вами говорили в части об основных приемах, характер нанесения цветового пигмента играет значительную роль в том, как работа будет выглядеть. Нужно держать в уме объем изображаемых объектов, направляющие линии, ритм, и стараться передать всё это с помощью карандаша.

Непривлекательно смотрятся наложенные друг на друга штрихи, по которым считывается желание побыстрее завершить работу или явное размышление автора о чем-то отвлеченном в процессе рисования.

5. Недостаточное внимание построению объектов и предварительному рисунку

Лучшие карандаши и прекраснейшие цветовые решения не спасут рисунок, который был набросан кое-как в стремлении поскорей заняться самой приятной и веселой частью. :)

Человеческий мозг хорошо справляется с нахождением диспропорций, несимметричности, неправильности, различных отличий. И одно дело, если какая-то неправильность сделана умышленно, чтобы отразить или подчеркнуть некое свойство изображаемого объекта, и совсем другое – если это сделано от неумения рисовать или нежелания уделить время качеству.

Таким образом, цветные карандаши, как и любой другой художественный материал – это лишь надстройка над фундаментальной базой.

6. Грязный и слишком подробный предварительный рисунок для чистовой работы

В какой-то степени, тут можно проследить родство с акварелью, которая также не терпит жирных и темных карандашных линий.

Для начального контурного рисунка под карандаши лучше использовать светло-серый карандаш из набора, а не простой графитовый. Графит, особенно мягких карандашей, имеет свойство смешиваться с пигментом цветных карандашей, в итоге получается неимоверная грязь, которая портит впечатление от рисунка.

7. Плохой референс — не видно деталей

Как правило, рисуя что-то реалистичное, мы пользуемся определенной визуальной базой, ведь далеко не всегда возможно понять строение объекта, не имея его (или его фотокопии) перед глазами. Даже создавая некий новый объект или персонажа, художник обычно опирается на что-то, что он видел или изучал ранее. То же самое касается и подробностей, отличительных деталей.

Таким образом, сложно нарисовать что-то, не понимая толком, как оно выглядит вообще. :)

8. Неправильный момент для добавления деталей

При работе с цветными карандашами, лучше оставить детали напоследок, для верхних слоев цвета. Нижние, первые слои – это база, где закладывается цвет и плотность. Но тут, опять же, всё упирается в количество слоёв, которое может принять бумага.

9. Недостаточно времени и терпения

Думаю, к этому момент стало очевидно, что при работе с цветными карандашами не стоит ожидать молниеносных результатов :) Однако терпение будет вознаграждено потрясающими переходами цвета, аккуратностью и живостью Вашего рисунка!


Вот мы с Вами и рассмотрели базовые принципы рисования цветными карандашами. Хочется верить, что этот материал стал для кого-то чуть привлектальнее и понятнее. Спасибо, что были со мной на протяжении этой серии статей!

Если у Вас есть вопросы или пожелания относительно новых материалов на сайте, напишите, пожалуйста, в комментариях или через форму на этой странице. :)