Мне часто пишут с вопросами о рисовании тушью или линерами. В основном, эти вопросы исходят от новичков, которые лишь недавно поняли, что хотят рисовать. Естественно, им хочется разузнать подробнее, как начать учиться, как найти время на рисование, на что обратить внимание во время практики и т.д. Вот я и решила ответить на максимальное количество вопросов в одной статье.

В этом посте:

  • Рекомендации, как построить свой процесс обучения;
  • Список ресурсов по рисованию в свободном доступе;
  • С чего начать, если совсем не понятно, с чего начать;
  • Где найти время на рисование;
  • Какой вообще в этом всем смысл;

и многое другое.

Следующая статья будет посвящена вопросам продолжающих, которые столкнулись с трудностями или не знают, как действовать дальше.

По поводу обучения рисованию у меня

Самый частый вопрос, пожалуй. На данный момент (лето 2019), я держу в планах выпуск электронных книг по рисованию тушью и линерами. Возможно, также будет онлайн-курс в той или иной форме. А может быть, все эти идеи и планы еще десять раз трансформируются во что-то новое.

Однако, прямо сейчас львиная доля моего внимания уделяется другим проектам, больше связанным с личным творчеством. Эти проекты мне искренне нравятся, и я хочу реализовать их, пока идёт определенный подъём.

В жизни человека, как и в природе, есть сезоны. Можно пытаться идти против обстоятельств. Например, зимой в мороз ходить в футболке и шортах, пытаться загорать и плавать в реке. Не разумнее ли заняться тем, что логичнее для зимы – и запланировать, что интересного будешь делать летом?

У меня есть черновик книги по рисованию линерами. Я работала над ним в течение пары лет, то и дело дописывая и дополняя. Есть многочисленные наброски, на основе которых, пожалуй, можно было бы сформировать относительно приличный курс. Приличный, но пока не основательный и не превосходящий ожидания. Дело не в том, чтобы сделать нечто идеальное – этого все равно не получится, как ни старайся. Но я буду работать над этими материалами, пока не почувствую, что они действительно готовы к встрече с миром.

Сейчас и так хватает сделанных на коленке книг и курсов, реальная ценность которых сомнительна.

Кстати, у меня есть желание оформить и выложить в окрытый доступ часть готовых материалов. Надеюсь, руки дойдут :)

Другая причина, почему я медлю с обучающими материалами собственного производства, заключается в том, что я сама сейчас нахожусь в фазе активного роста. Можно даже сказать, иду в усложнение и процесса, и результата. Постоянно находится что-то, чего я не знала, хотя теперь оно кажется очевидным. Какие-то навыки оттачиваются – и внезапно становится понятно, что некоторые вещи можно делать эффективнее, лучше.

Порой я просматриваю иллюстрации, сделанные к имеющемуся черновику книги, и замечаю, насколько я уже переросла тот, прошлый, уровень. Тогда я давала не так уж много усилий в самообучение, больше полагаясь на старые наработки и чутье. Для того периода это было по-своему идеальное решение.

В общем, что-то будет, но поживём — увидим.

Бесплатные ресурсы для обучения рисованию тушью и линерами

Ниже Вы найдете небольшой список статей и пошаговых уроков моего авторства. Что-то на английском, но, во-первых, этот язык так или иначе нужен современному человеку, а во-вторых, для понимания статей на эту тему не нужен высокий уровень владения языком.

На самом деле, уже этот небольшой набор информации вполне достаточен, чтобы начать рисовать тушью – при условии, что у Вас уже есть некоторое понимание, что такое рисование в целом.

Не застревайте на поиске какой-то «правильной» информации. Ни одна книга или курс не даст на 100% объемной и исчерпывающей картины, потому что это опыт одного человека.

К тому же, рисование – это практический навык. Может быть забавно целый день листать книги и просматривать туториалы, но это не продвинет вперед Ваши умения. Для этого надо взять бумагу, перо (или линер) и начать рисовать.

Как узнать, что Вы готовы к рисованию тушью

Быстрый старт в рисовании тушью: основы и выбор инструментов

Тушь: точечная техника

10 Exercises for Confident Lines and Accurate Hatching

The Anatomy of an Ink Drawing

Drawing With Ink Liners: Natural Textures

How to Draw an Owl with Pen and Ink

Drawing a Dragonfly: Stippling with Pen and Ink

Пара советов относительно самообучения для новичков в туши

В мире и так очень много информации по рисованию. Особенно для начинающих. Чтобы ее отыскать, достаточно внимательно поискать. Получается, важна даже не сама информация, а то, как ее использовать.

Важно оставаться сосредоточенным. Лучше купить одну книгу или курс, но вдумчиво изучить и сделать предложенные там упражнения, чем купить или скачать сразу всё, до чего руки дотянулись, но на том дело и застопорится.

Легко впасть в иллюзию обладания каким-то знаниями, если источник этих знаний доступен без особых усилий. Но… на самом деле, нет ни знаний, ни навыка.

Если Вам нравятся рисунки какого-то автора, попробуйте проанализировать его (её) работы. Несмотря на кажущуюся банальность этого совета, Вы можете многое понять относительно приемов и техник, которые делают рисунки этих людей такими интересными и выразительными.

Следующий шаг — скопируйте рисунок, который Вам нравится. Или сделайте что-то по его мотивам, чтоб понять принципы, которыми руководствовался художник. Тут не надо что-то выдумывать; действуйте, как получается, как кажется верным. Только не выкладывайте потом эту учебную копию в соцсети :D

Вообще говоря, без вдумчивого анализа и практики никак. Просто посмотреть видео или картинки в книжке не особо поможет в обучении.

Далеко не все авторы преподают или как-то иначе делятся своим секретами. Но что, если Вам и не надо проходить обучение у каждого художника по отдельности, чтобы учиться у них?

Я заметила, что в большинстве сфер человек сначала постигает азы, а потом перестает так сильно зависеть от источников информации. Он воспринимает ее иначе, не боится адаптировать, комбинировать, подходить творчески или с долей скептицизма. То же самое произойдет с Вами, если Вы начнете рисовать и немного в этом продвинетесь.

В конце концов, каждый художник мыслит по-своему и привносит свои личные особенности в стиль рисования. Можно изучить и использовать те же технические приемы, но что-то неуловимое Вы все равно не сможете скопировать. Да оно и не надо. Смысл быть кем-то другим и рисовать как он?

Как начать, если я не понимаю, с чего начать?

Замечаю одно и то же переходящее свойство у многих запросов, с которыми ко мне обращаются. Новички хотят четкий, пошаговый план – но, когда начинаешь разбираться, что уже было сделано, чтоб понять тушь или линеры, оказывается, что почти ничего. Очень мало.

Если Вы так же испытываете желание начать, тушь манит Вас, но вся эта затея кажется слишком сложной – я Вас прекрасно понимаю. И у меня есть кое-какие занятия, на которые мне пока не хватает внимания, чтоб построить работающий план и придерживаться его, и они то и дело сползают вниз в системе приоритетов.

Создайте четкий план

Дело не в отсутствии внешнего ресурса (обучения), а в неправильной работе внимания и неумении выделять время в своем расписании. Часто мы хотим успевать и успевать слишком многое – больше, чем реально можно сделать. Это не только вгоняет в спешку и вредит качеству, но и дает почву для негативного отношения к себе. А зря.

Если опираться на сведения о том, как работает мозг, становится понятно, почему мы зачастую застреваем на желании что-то сделать или чему-то научиться, но действием это всё подкрепить не можем.

Представляя себе рисование, Вы наверняка видите не конкретные небольшие действия, которые Вы делаете в определенной последовательности, а некое абстрактное состояние или очень далекий от Вашей нынешней реальности результат, где Вы умеете если не всё, то очень многое. Причем, этот результат тоже довольно неконкретный.

Мозг не понимает всей этой абстрактности. Зато он прекрасно схватывает, что наверняка потребуется огромный пласт разных ресурсов, чтоб доставить Вас из точки А (где находитесь сейчас, с минимальными навыками) в точку Б (где Вы уже многое можете). Много времени, сил, терпения. Еще больше сил потребуется, чтоб преодолеть и смочь то, что не получается сразу.

А еще надо как-то раздробить всю это абстрактную картинку, чтоб сделать хоть что-то. Сдвинуться с места. Это «что-то» кажется таким мизером по сравнение с глобальным видением, что проще вообще не начинать. Как с помощью этого маленького наброска можно приблизиться к желаемому результату спустя n месяцев и лет?

На самом деле, если действительно заручиться целью делать маленький набросок каждый день, то спустя несколько месяцев Вы увидите хороший прогресс. Который еще и случился как-то незаметно.

Но чтобы делать эти ежедневные наброски, желательно раздробить эту задачу на еще более мелкие шаги. Например, примерно в одно и то же время вечером, Вы

  • находите себе незатейливую натуру (или придумываете, что будете рисовать, в течение дня),
  • берете карандаш или линер –
  • и в следующие полчаса рисуете.

Выделяйте столько времени, сколько можете. Если не получается специально сесть и рисовать, рисуйте там, где вынуждены проводить много времени с незанятыми руками, глазами и мозгом.

Лучше меньше, но регулярно

Я рекомендую начинать с малого. Не надо сразу ставить задачу рисовать по часу-два каждый день, приправляя практику еще часом теории. Скорее всего, Вы перенапряжетесь и дадите этому большую значимость. На следующий день продолжать не захочется, а в мозгу застрянет четкое ощущение, что рисование – это боль, перегрузка и никакого удовольствия.

Лучше наращивать нагрузки постепенно и аккуратно.

Удовольствие, как ни крути, важно. Люди, которые рисуют регулярно и по многу лет, научились давать себе положительное подкрепление. По мере роста навыка становится проще, потому что чем ближе реальность к ожиданиям, тем более искренни слова похвалы самому себе.

Все с чего-то начинают. Многие из нас знают это приятное чувство, когда пишешь список задач на день, а в конце дня оказывается, что все дела сделаны – напротив каждого стоит галочка.

Найдите свой баланс между вот этим чувством маленькой победы и искренней радостью от того, что сегодня Вам удалось не только на шажок продвинуться в своем мастерстве, но и побыть с самим собой. Кстати, еще неизвестно, что на самом деле ценнее.

Конечно, чем больше внимания и времени Вы уделяете рисованию, комбинируете типы практики, находите интересную теорию, тем больше будет прогресс. Но это не значит, что если у Вас нет двух-семи часов на рисование ежедневно, то не стоит и браться.

Начните с тем, что доступно. Если Ваше желание рисовать искренне, постепенно оно развернется в полную силу, и сами не понимая, как, Вы станете находить все больше времени.

Где взять время

По поводу времени стоит добавить еще вот что: у нас у всех одинаковое количество часов в сутках. Это очевидное замечание, но как часто мы оправдываем не-деланье чего-либо нехваткой времени!

Я не стану рассказывать Вам пафосные и раздражающие истории о том, что все, кто достиг высот в любом деле, уделили тренировкам много тысяч часов, добивались результатов кровью, потом и ценой множества жертв. Давайте-ка лучше останемся поближе к реальности и конструктиву.

Если рассмотреть ситуацию пристально, то выясняется, что не нехватка времени виной тому, что мы не рисуем, а наше нежелание увидеть, на что мы это время расходуем. Кто-то просиживает в соцсетях по два-три часа в день, кто-то смотрит сериалы или телепередачи весь вечер напролет. Игры, разговоры с привкусом пустоты, интернет-сёрфинг, поглощение информационного мусора… Список получился бы огромным.

А много ли толку и пользы от такого времяпровождения?

Если Вы знаете, что у Вас есть такая неполезная привычка, в которую Вы сливаете время и внимание, пожалуйста, не спешите себя ругать или осуждать, обещая исправиться и «больше ни-ни». Если эта привычка появилась, дело не в том, что Вы какой-то неправильный, ленивый или безвольный человек.

Чаще всего, через подобные действия мы добираем некий ресурс, который позволяет нашей психике «не развалиться». Если в жизни человека мало радости, его внимание постоянно дергается от одного к другому, и сложно ответить на вопрос, в чем смысл каждодневных действий, то ничего удивительного в необходимости вот такой компенсации. Худо-бедно, но она позволяет отвлечься от нерешенных вопросов, отложить всё, что висит гудящим фоном, собрать внимание воедино и одновременно как бы расслабить его.

Если то, что я описала, похоже на Ваш случай, то не пытайтесь воинственно противопоставить рисование тем занятиям, которые Вы привыкли использовать для балансировки своего внутреннего состояния. Особенно, если рисование для Вас имеет привкус чего-то трудного, словно это очередная сложная головоломка, требующая напряжения и усилий.

Начните с маленьких и максимально интересных задач – небольшие наброски могут оказаться как раз таким вариантом. Кто-то обнаружит, что получает удовольствие от монотонных упражнений, например, заполнения листа бумаги штриховкой, рисованием линий.

Если Вы заберете пять минут у того занятия, с помощью которого привыкли не совсем экологично себя приводить в чувство, навряд ли это будет болезненно или страшно. Ведь правда? Пять минут – это примерно столько же, сколько мы тратим на чистку зубов в день.

Позже, когда Вы понаблюдаете за своим состоянием в процессе рисования, Вы наверняка увидите благотворный эффект от этого занятия. Вам захочется чуть увеличить время на рисование, попробовать что-то еще, почитать книжку. А дальше всё само пойдет.

Не ищите волшебную таблетку

Наверное, это самая важная часть всей статьи.

Людям свойственно искать волшебное решение, которое было бы самым простым и эффективным одновременно. В идеале, это средство должно добыть им достижение их целей как бы само.

Такое желание вполне естественно. В нас есть желание чуда. Или чудесного прорыва, когда всё случается быстро, ярко, красиво – как в фильмах.

По моим наблюдениям, лишь единицы приходят к пониманию, что такое создавать свою жизнь и результаты своими руками. С принятием на себя ответственности, отставив мелкие обидки из-за того, что сразу не получается. Приготовившись, что развитие – процесс длиною в жизнь. Причем процесс, полный радости, потому что ты непосредственно участвуешь в формировании себя и своей реальности, а не болтаешься на задворках жизни в ожидании помощников или вдохновения.

Порой новички кочуют из одного курса рисования в другой (или уже долго занимаются самостоятельно), но заметного прогресса не видят. Когда начинаешь расспрашивать, как человек занимался и что конкретно делал, оказывается, что делалось совсем мало и нерегулярно. Большая часть того, что нужно было сделать, осталась висеть немым укором в планах на будущее.

Вместе с тем, есть люди, которые достигают таких высот мастерства, которые однозначно достойны уважения и восхищения. Причем делают это во вполне разумные сроки – и, нередко, без непосредственного обучения у кого бы то ни было.

Но эти люди много работали и работают до сих пор, потому что им интересно развиваться. Их не останавливали ни препятствия, ни отсутствие ресурсов, ни временами накатывающее отчаяние от непонимания, почему что-то не выходит. Они знали, что хотят рисовать, и сохраняли намерение идти в этом направлении. Порой даже всем ветрам назло.

Это два совершенно разных состояния и уровня мышления. Вот тут и кроется различие как в результатах, так и в том, вырастает ли человек как личность в процессе или примерно там же и остается. Хотя, едва ли хоть что-то в этом мире может оставаться неизменным –идет движение или вперед, или назад.

Конечно, книжки, курсы, полезные советы от «старших товарищей», сообщество единомышленников – всё это несет потенциальную пользу. Но оно не даст Вам собственную наполненность, стержень, смысл. Это такая мотивация, которая рискует сдуться от первой же неудачи, творческого кризиса, пучка сомнений, отсутствия сегодня такого же количества лайков, как вчера.

Желание чем-то заниматься и смысл всегда идут изнутри человека. Тогда вся внешняя реальность, кажется, так и подсовывает варианты, как сделать еще шаг к реализации этого желания развиваться.

По сути, Вам даже не нужны учителя, которые составят пошаговый план от простого к сложному. Особенно, если мы говорим об основах. 20% теории, 80% практики и много-много анализа всего, что Вас окружает, на предмет формы, светотени, композиции и т.д.

Помните, как учились ходить или говорить, когда были ребенком? Не думаю, что Вы тогда искали правильную книгу или курс.

Конечно, будучи взрослыми, мы не можем обучаться так, как дети. У нас нет такого количества незанятого обязанностями времени, как у них. Однако, у нас как у уже сформировавшихся людей есть свои сильные стороны: понимание, зачем это делать, усидчивость, умение выстраивать стратегию и тактику, способность делать осознанный выбор, логика, абстрактное мышление…

Если Вы откладываете старт обучения из-за того, что еще не нашелся план или учитель – значит, появись этот ресурс, Вы всё равно не получите от него максимума пользы. Да, какой-то сдвиг может произойти, и скорее всего так и будет.

Но есть большой ограничивающий фактор. Человек с подспудным желанием найти волшебную таблетку рано или поздно «обламывается»: неудачи стопорят, прилагать лишнее усилие не хочется, а мотивация угасает вскоре после окончания внешних вливаний. Там, где нужно проанализировать, он бездумно повторяет за демонстрацией, и пропускает отличную возможность для творчества и экспериментов.

Иными словами, если Вам нужно, чтобы Вас постоянно кто-то пинал и двигал вперед, то, может, не надо себя мучить? А заодно, дергать окружающих, чтобы они Вас мотивировали. В мире и так есть люди, которые любят рисование, видят в этом смысл и не нуждаются в такой активной внешней подпитке. Они смогут привнести что-то новое и ценное в это дело.


«Если ты идешь, то дойдешь» — эта фраза вспоминается мне каждый раз, когда хочется притормозить, а то и отказаться от дальнейших шагов. Время так или иначе пройдет. Пять, десять, двадцать лет пролетают как одно мгновение. И от маленьких ежедневных действий зависит то, какой будет жизнь тогда, а не от какого-то волшебного «прорыва».

Если Вам не хватает уверенности в своих силах, подумайте о том, есть ли смысл формировать эту уверенность внешними средствами: чьим-то одобрением, указаниями, что делать, признанием Вашей достойности. Все эти составляющие исходят из субъективной оценки, что хорошо, что нет. Оценки, которую предоставляет кто-то еще. Этих оценок может быть столько же, сколько зрителей.

Ориентируясь на внешнее, мы перестаем быть внутри себя и забываем, кто мы и зачем делаем то, что делаем.

Дуновение ветерка будет мотать наш флюгер самооценки туда-сюда, заставляя нас терять ориентиры. Хотите ли Вы сами чувствовать себя беспомощными, зависимыми от того, что скажут другие?

Это не значит, что нужно отрезать себя от внешнего мира и отрицать любую обратную связь. Я думаю, наоборот, стоит спрашивать, что другие думают и ощущают от твоей работы. Стоит выкладывать свои творения в соцсети и быть смелым, открытым человеком. В конце концов, если в рисунке нарушена форма или попраны законы перспективы, то почему бы не прислушаться и не сделать всё лучше в следующий раз?

Но не стоит давать всем внешним факторам влиять на тебя настолько, что ты залипаешь на полученном фидбэке дольше минуты или вообще теряешь голову на весь день? Неважно, похвалили ли рисунок или раскритиковали.

Возможно, кто-то из читателей сейчас задается вопросом: «Ну и что? Я, может, вообще не хочу достигать каких-либо высот в рисовании. Рисую, чтобы расслабиться (произвести впечатление широтой своих интересов, потому что это прикольно или модно). Мне бы чтоб по-простому всё объяснили да показали».

Никто и не говорит о том, что рисование – лучшее и единственное из всех занятий, и все мы должны (обязаны!) посвятить ему жизнь без остатка. Я, например, считаю, что не так уж важно, чем человек занимается основную часть своего времени. Если ему это дело интересно, там есть простор для развития, и оно в целом полезно, то какая, по сути, разница, что это за дело?

Вот тут-то и кроется смысл. Рисование – это возможность развития не столько навыков создания иллюзии реальности на бумаге, сколько себя как личности. Это целый комплекс ценнейших элементов:

  • умение выстраивать гибкую, но понятную дисциплину,
  • развитие навыка самообучения,
  • умение работать с информацией,
  • способность дробить сложные задачи на простые и выполнимые,
  • развитие навыка находить нестандартные решения,
  • тренировка терпения, ответственности, выносливости, в том числе в способности любить процесс и когда легко, и когда сложно.

Иными словами, через рисование мы можем стать адекватнее – просто как человеческие существа.

Допустим, Вы отрицаете возможность значительного развития в рисовании лично для себя. У Вас есть какая-то другая сфера, которая приоритетна. А с каким отношением Вы к ней подходите?

Используете ли все доступные возможности для развития там и самореализации?

Берете ли на себя ответственность?

Внимательно ли подходите к процессу?

Хотите ли достичь высокого уровня мастерства – и, главное, подтвердить свое желание трудом?

Вы можете сказать, что самостоятельны и четко знаете, какой смысл лично для Вас этим заниматься?

Есть тенденция, что по отношению человека к чему-то одному в его жизни можно многое сказать о его отношении ко всем остальным сферам. Если он инертен и несамостоятелен в плане рисования (хотя говорит, что хочет и пытается что-то делать), то похожая инертность будет сквозить и в его работе, основной учебе, отношениях, проведении досуга и т.д.

Понятно, что многие не чувствуют в себе способности организовываться, списывают свои неудачи на лень или отсутствие мотивации/плана/поддержки. Хорошая новость в том, что человек может вырасти, повзрослеть, понемногу стать более дисциплинированным и конкретным в том, как реализует планы.

Рисование может стать отличной «точкой входа» в процесс саморазвития. Те личные навыки, что Вы сформируете, останутся с Вами. Можно будет перенести их в другие сферы жизни и реализовать с их помощью новые, уже не связанные с рисованием задачи.

Ваше «зачем»

Зачем Вы хотите рисовать?

Вроде простой вопрос, но ответ на него может оказаться куда более интересным и глубоким, чем первое из того, что приходит в голову.

Я не буду предлагать варианты, а предоставлю Вам возможность поискать ответ самостоятельно. Имеет смысл задавать вопрос «зачем» несколько раз.

Нашли свой ответ? Хотя бы приблизились к нему?

Я пришла к выводу, что без сильного «зачем» не работает ни система поддержки в виде преподавателя, ни сообщество, ни пошаговый план.

Многие обращаются к рисованию с поверхностным стремлением выражать себя или рисовать красивые картинки. Углубляясь, они понимают, что умением рисовать хотят произвести впечатление на других, заслужить одобрение. Кто-то осознает, что таким образом хочет заполнить внутреннюю пустоту, потому что в его жизни нет ничего, чем можно было бы по-настоящему гордиться и чувствовать себя реализованным. Поэтому, если с прогрессом в рисовании случается ступор, такому человеку становится совсем несладко.

Если заглянуть в самый корень, человеку не хватает любви в его повседневной жизни. Он чувствует некую неправильность, несоответствие той картине, которую хотелось бы видеть в реальности. Словно он сам не на своем месте.

Если Вы чувствуете нечто похожее, в этом нет ничего плохого. Главное, осознавать свои «внутренние течения».

Через рисование можно прорабатывать различные болезненные состояния, растворять застарелый негатив, мягко разрешать внутренние противоречия, учиться любить жизнь и себя в ней. Для этого не нужны особые техники арт-терапии. Нужно рисовать, спокойно и системно продвигаясь по намеченному для себя пути. Достаточно прислушиваться к себе и рисовать то, что приходит в образах.

На данный момент, я уверена, что качество человека определяет тот смысл, который он закладывает в свои действия. Чем глубже человек слышит себя и чем более чутко ощущает мир, тем меньше жадных ноток будет звучать в его «зачем». Тем меньше ему будет хотеться сделать себе хорошо через посредство внешних факторов.

Если смысл заключается в том, чтоб стать крутым и доказать всем вокруг эту свою крутость, то всё предприятие заранее обречено на эмоциональную нестабильность, периодическую импотенцию в плане творчества. Энергия на действия будет то появляться, если её вольют извне, то снова пропадет.

Этот смысл похож на воздушный шарик, который надули и забыли завязать – летает по комнате и издает громкие смешные звуки. Но какой от него толк, непонятно.

Имеет смысл спросить себя: зачем Вы рисованию? Что Вы можете дать этому занятию? Почему Ваши идеи достойны реализации – и все ресурсы, которые для этого нужны, будут потрачены не зря? Вообще-то, у всего есть своя цена. Например, ради производства бумаги вырубают деревья.

В какой-то момент я осознала, что не имею права браться за свои художественные инструменты в плохом, деструктивном состоянии. Если моё настроение оставляет желать лучшего, я чем-то раздражена и чувствую, что внимание летает совсем не там, где ему место, то сначала привожу себя в адекватное состояние. И только потом берусь за работу.

Рисуя в негативном состоянии, я переношу весь этот эмоциональный мусор в то, что потом увидят другие люди. У творца есть ответственность – он может о ней не догадываться или не воспринимать серьезно.

Но я вижу многочисленные подтверждения тому, что не только механические действия и практические умения формируют рисунок, на который хочется смотреть – хотя может быть сложно объяснить, почему. Внутреннее состояние художника создает то, что хочется повесить на стену или носить на одежде.

Не бойтесь пробовать

Еще один частый вопрос звучит примерно так: «А стоит ли начинать, если я не уверен, что это то самое занятие? Может, через неделю или месяц я пойму, что не хочу этим продолжать рисовать?».

Вполне понятное опасение, если принять во внимание тот факт, что мы сами нередко ждем от себя огромных результатов и завидной преданности тому, что выбрали делать (или что кто-то выбрал для нас – за нас). Едва ли кому-то хочется слышать подколки от родных, которые изначально воспринимали рисование как блажь, которой не место в жизни взрослого человека. А такая ситуация, к сожалению, не редкость.

Как мне кажется, нет ничего страшного, чтобы попробовать. Только так можно узнать, правда ли хочешь этим заниматься! Порой мечта о чем-то существует годами. Но, попробовав вожделенное занятие, человек понимает, что это не его.

И это хорошо – внимание больше не зажато этой темой. Теперь можно посмотреть по сторонам. Наверняка скоро найдется еще что-то, что захочется попробовать. И кто знает – может, это дело как раз «зацепит» не только внешней привлекательностью.

Невозможно прочувствовать что-то изнутри, лишь наблюдая за тем, как это делают другие.

Другая хорошая новость заключается в том, что «стартовый набор» для рисования тушью или линерами стоит сущие копейки.

Сравнивая этот примерный бюджет с суммами, необходимыми для комфортного рисования теми же цветными карандашами (или для других, не связанных с рисованием занятий типа той же рыбалки), становится очевидно, насколько бессмысленно по этому поводу волноваться.

Мне кажется, к таким вопросам стоит относиться легко. Да, с огромным уважением к самой сфере, но не привязываясь к желанию всенепременно оправдать ожидания.

Стоит ли мне сперва научиться рисовать людей, если я хочу рисовать ботанику и животных тушью?

Это один из самых необычных вопросов, что мне задавали. Видимо, автор этого вопроса сталкивался с программой обучения на каких-то серьезных курсах или в учебном заведении. А может, дело в том, что огромная часть видео на Youtube так или иначе посвящена рисованию людей: анатомии, быстрым наброскам и т.д.

Я бы сказала, что всё зависит от цели.

Если Ваша цель – научиться рисовать людей, то, конечно, стоит уделить непосредственное внимание именно этой теме.

Но если Вы не чувствуете сильного интереса к изображению людей, то есть ли большой смысл в том, чтоб инвестировать десятки и сотни часов в это занятие? Конечно, определенные навыки (умение схватывать пропорции, форму, движение) разовьются, и это замечательно. Но если интереса нет, то дальше упражнений дело вряд ли зайдет. И продвижения в сторону действительно интересующих тем – рисования растений и животных – тоже не будет.

Я бы сказала, что сперва как раз эффективнее пойти в сторону ботаники – и потому, что туда искренне тянет, и потому, что для новичка данная тема однозначно проще. А значит, процесс будет приносить больше удовлетворения от успехов.

К «человеческой» теме можно вернуться позже – тогда, когда появится интерес и понимание, зачем это изучать. Такой подход уменьшает вероятность того, что всё позабудется за ненадобностью – а именно это обычно происходит с тем, что мы изучали без четкой цели и потом забросили.

С другой стороны, нужно помнить о базовых аспектах рисования (форма, пропорции, светотень, перспектива, композиция). Это как раз та штука, которую не получится проскочить, аргументируя сей шаг отсутствием интереса к «скучным» объектам.

Я рекомендую уделять внимание основам регулярно, даже если кажется, что с большего Вы уже ими овладели. Вариантов упражнений может быть огромное количество. Главное, чтобы это был достаточно простой объект, который не придется долго раскладывать на еще более простые составляющие. И на котором Вы можете потренировать какой-то конкретный аспект рисования.

К примеру, рисование коробка спичек или обувной коробки в нескольких разных ракурсах поможет как с формой, так и перспективой. Лучше всего рисовать с натуры – те объекты, которые окружают Вас в повседневной жизни, подойдут весьма кстати.

Если хочется немного заморочиться (в хорошем смысле этого слова), купите гипсовые фигуры – шар, цилиндр, куб и т.д. Несмотря на кажущуюся простоту, они бросят Вам немало интересных вызовов. И ведь все самые сложные объекты, что нам знакомы, в упрощении состоят как раз из таких шаров и кубов. Поэтому так важно всем этим заниматься.


Что ж, это был длинный пост. Надеюсь, он оказался полезен!

Желаю Вам ясности и решительности :)