Вы любите дарить свои рисунки, картины или что-то еще, сделанное своими руками? Я – да. В прошлом, если вставал вопрос «что подарить» или «как отблагодарить», я просто придумывала, что нарисовать и как этот рисунок оформить.

Тогда я еще не относилась к рисованию как к полноценной работе или бизнесу; скорее, это было что-то, что у меня хорошо получалось и позволяло совместить приятный результат с не менее приятным процессом.

Но пару лет назад всё поменялось – я перестала дарить свои работы, делая только редкие исключения, если чувствовала, что мой рисунок будет воспринят как что-то действительно ценное и интересное (даже вне привязки к моей личности или нашим отношениям с тем человеком). И при малейших сомнениях, что это так, я выбираю вариант не дарить, не делать, оставить свои усилия при себе и пустить их на что-то более перспективное.

В данном посте я хочу поразмышлять как раз о подарках и бесплатной работе, их значении для автора и общей целесообразности.

Эта тема актуальна для многих творческих людей, потому что стоит начать показывать свои работы онлайн или в реальной жизни, как обязательно нарисуется кто-то, у кого есть суперпрекрасный и невероятно замечательный проект именно для тебя, но вы-же-понимаете-какая-у-нас-ситуация бюджет так ограничен, что они не могут (или, что вернее, не хотят) заплатить адекватную сумму за труд автора.

И обо всем этом мы сегодня поговорим.

Думаю, всё начинается (как всегда!) с головы и ее содержимого. В частности, стоит спросить себя, любите ли Вы то, что создаете, уважаете ли свой труд, уверены ли в себе. Только честно!

Не секрет, что вовсе не талант и не навыки являются мерой достижения карьерного успеха и финансового благополучия. Скорее, главный капитал – это твердая вера, что ты делаешь что-то по-настоящему ценное, классное, желание привнести что-то хорошее в жизнь других – и уверенность в своей способности воплотить данное желание в реальность.

Уверенный в себе и в ценности своего труда человек априори занимает сильную позицию щедрого и внутренне целостного дарителя, того, кому есть, что предложить. Но в то же время его сложно представить в роли жертвы, которую ни во что не ставят, нещадно эксплуатируют и заставляют унижаться в попытках доказать свою пригодность к чему-то.

Простой пример: когда мы приходим к врачу, то платим за саму возможность побывать на консультации, пройти диагностику и получить какие-то рекомендации (и не факт, что наша проблема будет решена – едва ли можно говорить о стопроцентных гарантиях).

В кафе мы точно так же готовы оплатить то, что заказываем, а не ждем, что официант нас чуть ли не силком затащит в заведение, убедив в том, что нам всё точно понравится, и никто не предоставляет возможность сначала выпить кофе, а потом заплатить – если понравится.

Но с услугами иллюстратора или дизайнера нередко получается какая-то чертовщина – авторы подспудно ожидают, что им нужно как-то по-особенному вывернуться наизнанку, чтобы угодить клиенту и заслужить внимание.

А если надо, то готовы и бесплатно поработать, выполнив кучу дополнительных задач или тестовых заданий. И даже выслать финальную работу перед тем, как получат платеж, а потом метаться в попытках получить свои кровно заработанные.

Как же так? Неужели труд художника менее ценен, или, чтобы стать профессионалом в подобной области, нужно меньше ресурсов? Конечно, нет. Дело только в том, что некоторые авторы не верят в свою ценность и умения.

Недавно меня озарило мучительным осознанием. Время летит с огромной скоростью; такое впечатление, что быстрее и быстрее. То, что было год назад, такое впечатление, что было только вчера, да и события десятилетней давности не кажутся чем-то действительно далеким. Еще какое-то количество таких стремительных витков – и меня не станет. Вот вообще.

Тогда очень многие вопросы или мелкие проблемы вроде залипания на чем-то станут не важны, и я не смогу высказать ничего из того, что было у меня на уме, не буду в состоянии попробовать то, что хотела.

Это очень серьезно, и избежать данной точки конца я тоже не могу.

Я не знаю, что там с последующими жизнями и самой возможностью их наличия/отсутствием таковой, но совершенно точно можно сказать, что все ресурсы и возможности данной жизни даны мне только ненадолго – на какой-то неизвестный заранее срок.

Мы не задумываемся о том, насколько мало у нас времени – на самом деле. Пожалуй, его может быть достаточно только в том случае, если относиться к нему по-настоящему вдумчиво и бережно, осознанно живем в настоящем моменте.

Неужели, понимая всё это, можно отворачиваться от действительной ценности своего времени, которое мы используем, чтобы учиться рисовать, строить свой художественный бизнес, реализовывать свои и «чужие» проекты?

Всё это время не будет восполнено, и единственное, что может стать поводом для спокойствия – наши радость и удовлетворение от процесса и результата.

Напрашивается вывод, что нужно очень сильно не любить и не уважать себя и саму жизнь, чтобы тратить свое время на то, что не любишь, считаешь бессмысленным или не хочешь делать, оправдываясь тем, что есть какие-то веские причины задвинуть себя подальше и не видеть весь абсурд ситуации.

Кроме вложений времени, та же профессия художника требует и значительных финансовых вложений – на материалы, оборудование и собственно развитие.

Но я не буду развивать тему материальной стороны в данном посте. Если Вы занимаетесь рисованием или дизайном, то знаете, сколько стоит мощный компьютер, качественные профессиональные инструменты или нужные Вам книги и мастер-классы. А если нет… что ж, это может удивить, но быть художником довольно-таки недешево! :D

Многие из тех, кто не связан с профессиями, традиционно ассоциирующимися с творчеством, считают, будто процесс созидания – это огромная радость и наслаждение для тех, кто находится в этом процессе, и неважно, что именно реализует автор (рисует дудлы «для себя», работает над портретом заказчика, изображает букет цветов акварелью, афишу или, условно говоря, забор красит).

Исходя из этого предположения, извне кажется, будто автор настолько наполнен и счастлив в этом процессе, что лучше просто быть не может. Ах, какая романтика! Наверное, такое доступно только сверхчеловекам, которые живут согласно особенным потребностям и не парятся о всяких низменных моментах вроде наполнения холодильника или оплаты счетов.

Какая усталость может быть от рисования? Это же не мешки ворочать и не вагоны разгружать. А что до финансовой стороны, то было бы странно еще и ждать денег за такое райское наслаждение, не правда ли?

Со стороны авторов такая позиция вызывает вполне ожидаемый протест и, нередко, вспышки гнева.

Я не оправдываю ничью неосведомленность, но вполне понимаю подобный взгляд на вещи.

Тем, кто умеет рисовать, обычно более-менее понятно, как происходят все процессы, включающие создание работы, и ясно, что нужно было сделать, чтобы приобрести соответствующие навыки (т.е. нет иллюзий, будто научиться рисовать можно за 15 минут и нет оправданий вроде «это просто талант»).

А для того, кто наблюдает со стороны, всё происходящее может быть настоящей магией. Только что был чистый лист – а теперь там что-то нарисовано. И как только оно так получилось?

Точно так же непонятны все трудности вроде не получающегося фрагмента рисунка или картины, позы, которую не пойми как нарисовать, поиска удачной и свежей композиции или наполнения деталями большого листа бумаги.

И, наконец, некоторые люди просто не понимают ценности искусства (или, как вариант, важности хорошего дизайна). Ты им о своих восторгах и о том, как что-то заключает в себе целый мир для тебя, а они смотрят недоуменно и спрашивают: «И чё? А я тут ничего особенного не вижу».

Может показаться, будто подарки – это прекрасная форма увеличения своих шансов быть открытым кем-то, повысить свою видимость. Но подарки, которые дарятся лишь из чувства, что тебе нужно хоть как-то сбыть с рук своё творение и выпустить его во внешний мир, обычно ничего хорошего не приносят ни дарителю, ни тому, кого одарили.

Это, кстати, одна из тех веских причин, почему я ввела жесткую фильтрацию перед одариванием кого бы то ни было своими работами. Зачем дарить человеку что-то явно ненужное, не представляющее интереса — даже если для тебя это ценная и интересная вещь, которая многое значит? Мне кажется, что это грубое нарушение границ.

Кто-то видит в искусстве лишь отражение социального доказательства, то есть восхищается картиной признанного автора или, в крайнем случае, «профессионального художника с дипломом», но презрительно крутит носом, если видит работу того, кто не вписывается в шаблон социально одобряемой иерархии.

Я верю в то, что жизнь слишком ценна. Не стоит тратить ее на попытки убеждения кого бы то ни было в том, что ты достоин, способен, хорош (тем самым только закрепляя свои сомнения по данному вопросу). Всем всё равно не угодишь, и у каждого человека есть своя аудитория.

Можно фокусироваться на своих людях (зрителях, читателях, клиентах, покупателях, студентах), а можно провести годы в попытках доказать что-то тем, кому ты не мил.

Это вполне такой невротический сценарий, когда человек уверяется в том, что жизнь – это страдание и тщетные попытки кому-то доказать свою хорошесть, привыкает страдать и подсознательно находит такие условия, чтобы мучения и эмоциональные качели не прекращались никогда, потому что иное разрушило бы его мир.

То же самое относится и к вопросу работы с клиентами. Бывает, что к автору обращаются люди, которые сами не знают, чего хотят, любители вмешиваться в процесс («я сам знаю, как надо, только не умею») и те, кто не понимает ценности умений и самого труда автора, которые удавятся – или, скорее, удавят автора – за скидку.

Если относиться к подобным ситуациям с открытой душой, эмоциональной восприимчивостью и всем прочим, что свойственно адекватному автору, который инвестировал не один год и не одну тысячу долларов в свое профессиональное становление, можно быстро перегореть. Ведь подобные ситуации абсурдны! Неужели эти люди не видят, не понимают…?

Думаю, что стоит оставить другим людям право быть такими, какие они есть, даже если они вызывают жесткий когнитивный диссонанс, и сфокусироваться на том, чтобы привлекать своих людей. Есть варианты как для целенаправленного привлечения, так и для защиты от тех, с кем у Вас едва ли что-то получится.

Каждый раз, когда автор выбирает посредственный путь или какой-то неприятный опыт, который заставляет наступать себе на горло, происходит печальное обкрадывание себя, потому что, как мы помним, время не вернуть.

Я, в какой-то степени, собираю истории успеха. Мне интересен путь авторов, которые начинали с самых низов, без особого стартового капитала или влиятельных знакомых, а потом стали зарабатывать хорошие деньги, снискав уважение и известность.

Примечательно то, что большинство из них так или иначе упоминает некий этап, где стоял выбор между уверенностью в себе и своей ценности – и решением оставаться в комфортном состоянии. Выбор в пользу уверенности подразумевал переход на новый уровень, более «качественных» клиентов, повышение расценок, вложение большей ценности и качества в том, что они делали. Комфорт же, напротив, не обязывал что-то менять, не пугал, но и не сулил перспектив.

Этот этап всегда страшно проходить, потому что старые клиенты по большей части отсеиваются, отпугиваемые переменами, а новые еще где-то в пути. Но в конечном итоге – оно того стоит.

Выбор в пользу своей ценности и уверенности в ней трансформирует жизнь человека. Исчезает необходимость бороться за выживание или что-то кому-то доказывать.

Может ли благополучный в плане мышления автор работать бесплатно или делать подарки в виде своих творений? Конечно, да. Нет каких-то жестких правил требований возврата вроде «если мне не заплатили за что-то, то меня не уважают, и я буду чувствовать себя пострадавшей стороной».

Свобода заключается в гибкости принимать свои решения, вне навязчивого стремления сделать всё по чужому образцу или провернуть удачную манипуляцию, чтобы скрыть свою неуверенность в себе («нужно сделать так, чтобы меня уважали», «он берет за свою работу столько-то, значит, я буду брать столько-то»).

Жесткое привязывание своих действий к определённым ожиданиям и отношению со стороны других всегда заканчивается крахом этих ожиданий и обидами. Мы же говорим лишь о здоровом стремлении делать что-то на своих условиях, без позиции просящего или жертвующего собой.

В конечном итоге, мерилом всегда остается искренность и осознание, что ты в своём праве поступать так, как считаешь нужным.

Если человек руководствуется искренним «хочу», он волен делать всё, что угодно – дарить результат своих трудов, работать безвозмездно или еще на каких-то условиях, но раз он (она) принимает на себя ответственность и всецело соглашается с данными условиями, то не будет чувства, будто тебя не ценят или используют твои навыки без должной компенсации.

Для некоторых авторов является вполне нормальной ситуация, когда для создания сильного портфолио новичок сам находит кого-то, кому могут быть полезны его услуги, и бесплатно делает что-то для этих людей – чтобы потом получить отзывы и оформить этот проект для своего портфолио.

И нет никаких расстроенных чувств, более того – подобная безвозмездная работа помогает держать правильную дистанцию, потому что автор не обесценивает свой труд скидками («ах, у меня такие хорошие навыки, но раз я новичок, то не могу просить столько, сколько считаю нужным»), а тот, для кого делается работа, не чувствует, что вправе вмешиваться в процессы и диктовать свои условия.

Кто-то же, наоборот, считает, что любой труд должен оплачиваться, и раз уж что-то делаешь, то нужно брать деньги, даже если это только треть или четверть от той суммы, которую считаешь адекватной (например, если бюджет клиента ограничен, но проект интересный).

Жесткие, несгибаемые принципы нередко ведут к тому, что человек теряет способность опираться на свои желания и реальную ситуацию, и либо идет на вредоносные компромиссы, либо приходит к не менее деструктивному убеждению «сначала деньги или твердая гарантия их получения, а потом я подумаю, чтоб палец о палец ударить».

Не вложив – не получишь, и весь смысл в том, чтобы уметь балансировать, и отдавая, и принимая.

Мне в этом плане очень нравится модель ценообразования, основанная на ценности (value-based pricing), потому что под каждый проект можно рассчитать справедливое вознаграждение, отталкиваясь не от фиксированных ставок или стоимости часа рабочего времени как такового, а от совокупности важных факторов (кто Вы, кто клиент, какова цель проекта, его сложность, о каких вариантах использования результата труда идет речь, и т.д.)

Как раз об этом я писала книгу в мае, и, надеюсь, у меня таки хватит сил ее закончить в обозримом будущем.

Как бы то ни было, только Вам решать, делать ли что-то и если да – то какие условия Вас удовлетворят. Нет никакого долга или вынужденности соглашаться на такие условия, которые заставляют Вас чувствовать себя униженным или никчемным, недооцененным, вечно нерешительным новичком.

Порой кажется, будто ожидания и реальность не сходятся, либо обнаруживаются какие-то «разумные» причины, почему нужно пихнуть себя в проект, который по каким-то причинам не нравится (из-за общения с неприятным клиентом, оплаты или чего угодно).

Кто-то соглашается на любую работу из-за страха не заработать (=остаться без денег), кто-то боится, что иначе не наберет портфолио, и так далее.

Но в сухом остатке мы снова имеем неуверенность в себе и некоторое пренебрежение собственной ценностью – о чем мы и говорили в начале поста.

Я вовсе не осуждаю людей, которые идут наперекор внутреннему голосу, который говорит, что они достойны лучшего, и берутся за что-то из страха и желания унять тревогу за свое будущее, из-за стремления оплатить счета. В жизни бывает всякое. Но стоит иметь в виду своих «тараканов» и различать свои иллюзии.

Например, убеждение, будто художник (иллюстратор, дизайнер) – это паршивая работа, где нет нормальной оплаты, зато есть много нервотрепки – это иллюзия чистой воды, и как только удастся поменять свои убеждения и закрепить их действиями, поменяется и реальность.

Но пока в голове страхи и бардак, всё будет возвращаться к унылой реальности с нищими клиентами (тиранами и самодурами), и уверенности будет явно недостаточно для того, чтобы сделать шаг прочь из замкнутого круга.

В общем, Вам решать. Как и всегда. :)

Я для себя пришла к выводу, что обмен в отношениях «автор-другие люди» важен. Если постоянно давать, но не получать адекватное вознаграждение, мотивация быстро забарахлит и иссякнет, перекрываемая тревогой и попытками решения разных насущных вопросов.

Исключением может быть разве что случай, когда автору настолько нравится процесс, что остальное неважно, а вопрос оплаты счетов и поиска денег на покупку материалов не стоит. Но это огромная редкость.

Может показаться, будто подобная идиллия, когда не нужно отвлекаться на финансовые вопросы – это что-то такое, чему можно позавидовать.

Но если посмотреть на этот вопрос чуть с другой стороны, неумение зарабатывать деньги свои творчеством говорит о слабости позиции данного человека. Он витает в облаках, не желая обратить внимание на то, насколько крепко или некрепко стоит на ногах сам, без участия своих спонсоров или дополнительных финансовых вливаний.

Можно много говорить о том, что куда важнее идея, посыл, мотивация, зачем ты что-то делаешь, но так уж сложилось, что деньги непосредственным образом показывают, самодостаточен ли ты и насколько твои тараканы в голове позволяют тебе ценить себя и свой труд.

Как-то я была на онлайн-конференции для иллюстраторов, и невольно бросилось в глаза то, что подавляющее большинство спикеров давали много вдохновения, рассказали немало интересных фактов о своем творческом пути, но когда дело доходило до вопроса «смогли ли Вы монетизировать то, что делаете», начинался какой-то невнятный разброд и шатание вроде:

  • «пусть у меня 10 тыс. подписчиков, но я сама только начинаю»,
  • «я пока беру очень мало денег за свой труд, стыдно сказать, сколько»,
  • «деньги – это неважно».

Не в обиду спикерам той конференции, но я не думаю, что трансляция подобного отношения действительно поможет начинающим иллюстраторам, которые пришли чем-то научиться.

В дикой природе, взрослое животное, которое не может самостоятельно добыть себе пропитание, скорее всего, погибнет. В человечьем мире ситуация чуть иная, и все же, в плане психологии, мы не можем чувствовать себя действительно уверенно и спокойно, если видим, что зависимы и не способны заработать достаточно.

Критерии достаточности у каждого свои. Более того, многие люди неосознанно толкают себя в замкнутый круг обслуживания своего страха разориться, остаться без денег, и это заставляет их браться за все подряд и отчаянно метаться в попытках заработать еще и еще, как-то обезопасить себя. Хотя можно было бы чуть расслабиться и обратить внимание на то, что хорошего и интересного они могут сделать в своем творчестве.

Опять же, ключом здесь является гибкость и контакт с самим собой. Не нужно цепляться за какие-то принципы и догматы, как должен действовать успешный автор.

Это нормально и естественно – получать деньги за свой труд (причем я говорю не о копеечках, лишь бы хоть какая-то оплата, а о тех суммах, которые позволят автору покупать хорошие материалы, развиваться и жить достойно).

Если кажется, будто ты пока не дотягиваешь до такого уровня, чтобы брать адекватные деньги, то этот вопрос нужно решить, а не увиливать от него, надеясь, что всё само станет на места. Понять, каковы слабые места, что нужно подтянуть или изменить, и сделать это. Выработать новую стратегию.

В конце концов, профессия художника (иллюстратора, дизайнера и так далее) ничем не отличается от других, «не-творческих» профессий. Мы точно так же вкладываемся, растем, решаем проблемы и делаем жизнь других людей лучше. Так что принцип обмена и получения вознаграждения действует для нас точно так же.

А если мы еще и обожаем то, что делаем, вкладываем любовь и доброту в процесс, то представьте, какой это мощный фактор изменения жизней других людей к лучшему! Может быть, интерес, энтузиазм, любовь и доброта нематериальны, но они всегда чувствуются. И именно они притягивают внимание других и вдохновляют чувствовать себя счастливее.

Продажа и заработок с того, что Вы создаете — это точно такая же деятельность по вложению любви и доброты в то, что Вы создаете. Это такое же творчество и преобразование мира, привнесение чего-то хорошего в жизнь других. Если оно им нужно, нравится, созвучно — они сделают выбор в пользу, а если нет — где-то есть Ваши люди. Ищите их.

На сегодня всё. Надеюсь, этот пост был полезен! :)