В последнее время стало модно учиться – и учить – рисовать. Думаю, этот момент нельзя не заметить; всюду мелькает реклама разных школ и звучат призывы научиться рисовать что угодно за небольшое число занятий.

Мысли написать что-то по поводу этого явления приходили ко мне много-много раз, но я их отклоняла. Почему? Во-первых, бессмысленно просто констатировать факт – нужно, чтобы это каким-то образом приносило пользу тем, кто захочет потратить время на чтение.

Во-вторых, само упоминание подобных вопросов обычно влечет неверное толкование. Как же можно посягать на святое право человека обращаться к творчеству, изучать что-то новое и делиться накопленными знаниями? Может, я просто завидую, что кому-то удалось придумать эффективные методики и зарабатывать на этом? (Ответ «нет»).

В какой-то момент совпало столько факторов, что я все-таки взялась писать эту статью. Полагаю, кому-то она окажется полезной и сэкономит некоторое количество времени и денег.

Важное примечание, прежде чем мы начнем. Я вовсе не ставлю целью разделить курсы рисования на «хорошие» и «плохие». Полагаю, все курсы, школы и преподаватели по-своему хороши, ведь они служат своей аудитории (а запросы и исходные данные у всех людей разные, так что тут не может быть никакого one size fits all).

Более того, я уважаю всех, кто помогает другим учиться — и вообще, что-то делает. Нет ничего проще, чем сидеть и рассуждать о недостатках и недочетах других. Но стоит попробовать самому, и оказывается, что сделать даже небольшой обучающий материал любого формата уже кое-чего стоит и требует усилий.

Моя статья – скорее приглашение порассуждать вместе. Я хочу предложить Вам свои соображения и поделиться опытом, ведь сама постоянно обучаюсь, наблюдаю за другими людьми и собираю различные сведения о том, как эффективнее учиться и учить.

Предыстория

Полгода назад я сделала большой и решительный шаг в сторону цифрового рисования. Конечно, раньше я тоже использовала цифровые средства, но хотелось сделать погружение более интенсивным и основательным. Как иначе понять, насколько надолго в этой теме захочется остаться?

Несмотря на опыт в традиционных материалах и относительное знание инструментов Фотошопа, с «чистой цифрой» я чувствовала себя слегка беспомощно. Вроде принцип тот же, только вместо привычного карандаша или линера – стилус. Но нужно рисовать без предварительного наброска на бумаге, который потом сканируется, и это ломает весь привычный алгоритм. Да и вообще, это слишком большой мир с кучей особенностей и возможных путей решения одной и той же задачи.

До этого момента, я оттягивала погружение в «цифру» как только могла. Мой мозг не понимал, как в этом пространстве ориентироваться, не видел шагов. Самое важное, чего не хватало – это четкой схемы, как идти от простого к сложному, и конкретных упражнений. По крайней мере, это мне так казалось.

Эта ситуация дала мне прекрасный опыт. Когда навык и понимание процесса уже есть, очень сложно понять, как начало обучения видит новичок, с какими проблемами сталкивается. Поэтому мне нужно прилагать некоторые усилия, чтобы увидеть все подводные камни, актуальные для новичков, которые только вчера взялись за тушь.

Свою проблему с желанием заниматься «цифрой» я решила, выбрав хорошие курсы и честно отходив на них три месяца. Вернее, отъездив на занятия в другой город (и теперь вспоминая об этом как о мини-подвиге, поскольку делать такое с расшатанным здоровьем ой как непросто). Но самое главное, я кое-что вынесла относительно методологии и, как говорится, на своей шкуре прочувствовала, что такое быть учеником.

А теперь – ближе к сути.

На каких курсах Вас не научат рисовать

Поскольку большинство людей так или иначе в первую очередь ищет информацию, как не ошибиться, рассмотрим-ка мы вопрос «как научиться рисовать с помощью кого-то» сперва от отрицания. Другие части статьи будут немного иными в плане подачи.

Почему новички – самая желанная целевая аудитория

Ориентированность на новичков и любителей порисовать с-пока-еще-скромным-уровнем – это, в какой-то степени, благородно. Таким образом, возможности открываются большому количеству людей, которые теперь могут раскрыть новую грань себя и просто провести время с пользой. Мы ведь понимаем, что творчество может быть очень полезным для эмоционального состояния и физического самочувствия.

Особенно замечательно, что начинающим становится все легче найти единомышленников. А также среду, в которой можно развиваться, получать поддержку и обмениваться опытом. Порой бывает сложно решиться на новое увлечение, тем более что рисование может показаться окружающим непрактичным занятием.

Возможно, кого-то из сегодняшних новичков рисование настолько затянет, что человек постепенно поменяет сферу деятельности и будет получать доход благодаря своему навыку. Это тоже круто, разве нет?

С другой стороны, новички как целевая аудитория привлекают неблагородных учителей. Хотя бы потому, что обладающие минимальными навыками люди зачастую не могут отличить более толковые примеры от бестолковых. Им просто нравится процесс. Нравится то, что у них получается повторять за демонстрацией.


К сожалению, многие учителя всяких экспресс-курсов крайне ограничены в своих навыках и порой сами совершают грубые ошибки. Так и хочется порекомендовать им самим сначала подучиться хотя бы год-два (и это как минимум).

Или хотя бы переименовать свои курсы, чтоб у потенциальных обучающихся не было иллюзий насчет «мастерства», которое они могут приобрести. В самом крайнем случае, они перенимают лишь очень специфический способ рисовать и скудный набор приемов без базы, на которую эти приемы можно наслаивать.

Опять же, я прошу не воспринимать написанное выше как насмешку или взгляд свысока. Таких вопиющих примеров не так много, если брать общую массу преподавателей, и от этого они кажутся еще более удивительными.


Есть и другой, еще более любопытный аспект «новичковства». Зачастую, чем ниже наш текущий уровень навыков и насмотренности, тем более примитивные и откровенно стрёмные вещи нам нравятся. Проходит полгода, год, два – и мы не можем понять, почему залипали на том, что сейчас кажется какой-то ерундой.

В целом, это умение отличать толковое и не очень не всегда критически необходимо. Если мы говорим о рисовании «для себя», чтобы расслабиться, многие технические аспекты отходят на второй план.

Скажем так, если преподаватель показывает, как рисовать чашку с кофе, и эта чашка будет вдоль и поперек кривой, но ученик, повторив рисунок, получит море удовольствия в процессе, то вроде как и ничего страшного. Чашка ведь не обидится? Ключевое условие – чтобы ученик не чувствовал ни стремлений, ни обязательств, ни ответственности по отношению к рисованию.

Скетчинг стал популярным направлением не в последнюю очередь потому, что там не обязательно придерживаться каких-то правил. Получилось неровно, случилась ошибка – да и пожалуйста. Это, кстати, не есть какое-то зло – порой очень полезно разрешить себе полную спонтанность, расслабить свою «рисовательную часть» мозга.

Но скажите – хотели ли бы Вы доверить любое дело человеку, который принципиально руководствуется принципом «да неважно, и та-а-ак сойдет», не желая проявлять внимательность и развиваться? Особенно, если это что-то ответственное?

Самое ироничное, что мы придерживаемся примерно одинаковой модели поведения во всем, что делаем. Плюс-минус, в зависимости от приоритетности этого дела для нас.

Иными словами, если человек подходит к освоению рисования спустя рукава, то он примерно такой же невнимательный и надеющийся на авось и в основной работе/учебе, в отношениях и т.д. Может казаться, будто уж там-то он ответственный. Но если посмотреть детально, окажется, что это иллюзия.


А что, если у начинающего есть потенциал в виде стремления расти в рисовании? Я намеренно не использую слово «талант», потому что доподлинно неизвестно, существует ли этот самый талант. В любом случае, стремление и усидчивость дают гораздо больше, чем любая предрасположенность. Да и какой бы сильной эта природная склонность ни была, всё равно приходится очень много учиться и откровенно говоря, впахивать.

Это стремление рисовать лучше может проснуться не сразу. Но если это произойдет, то окажется, что многое из «изученного» — это полная ерунда. Как с технической, так и смысловой точки зрения. Она не содержит даже крупицы самовыражения, потому что тут было лишь повторение за демонстрацией.

Пожалуй, «полная ерунда» — чересчур категоричное заявление. Пусть меня, как человека причастного к этой сфере, и задевает происходящее. :)

Но есть и другая сторона. Если смотреть шире, становится очевидно, что всё в нашем мире для чего-то нужно, и если кому-то нужно начать с примитивных уроков, которые дают мизерный КПД и учат скорее ошибкам, чем чему-то правдивому и эффективному, то это тоже идеальный вариант для конкретного человека. Просто ему придется потратить много времени и получить непонятный результат.

И тогда – кто знает – возможно, он задумается о ценности своей жизни и времени, которое утекает в никуда. Возможно, это случится поздно, когда уже сложно будет что-то наверстать, но что поделаешь. Впрочем, мы отвлеклись.


Путь будет гораздо более извилистым, если придётся переучиваться. Причём дело не в том, что есть некий правильный путь обучения рисованию, а в том, что основательное обучение рисованию даёт самостоятельное понимание, что к чему. На этом фундаменте можно что-то построить.

С хорошим навыком, который вырастили на понимании основ, на логичной последовательности и системности, можно перейти от простого отражения реальности к созданию рисунков, которые действительно выражают то, что у тебя на уме и на душе. Художник становится свободным, обретает голос. Это возможность выпустить свои и идеи на волю и сделать свое творение – в какой-то степени – бессмертным.

По мере роста навыков становятся доступны все новые возможности самовыражения в рамках данного занятия. Можно все меньше думать о том, как что-то сделать, и больше – о самой идее.

Да, обучение продолжается до конца жизни. Всегда будет что-то, на что нужно будет опереться, к чему придется вернуться, пусть уже на новом уровне. Но в данном случае мы говорим о настоящем творчестве (противопоставляя его копированию или, условно говоря, ремесленничеству).

Мы говорим о созидании нового мира, становящегося реальностью благодаря одному человеку. Не знаю, как у Вас, а у меня от одной мысли об этом мурашки маршируют по всему телу.

Если такое творчество доступно, то почему бы к нему не стремиться?

Но чтобы прийти к таким возможностям, нужно много знать, уметь и эффективно построить свой процесс практики. Создание иллюзии бурной деятельности также требует большого количества времени и усилий, но выхлоп от него минимальный.

Можно повторять рисунок кривой чашки сотни раз. Но, если не понимаешь некоторых по-настоящему важных вещей, сотая версия вряд ли будет сильно отличаться от первой (ведь кривое взято за эталон). Мы знаем, что количество имеет свойство переходить в качество, но для этого всё же нужно подключать анализ.

Многократное повторение ошибок, кстати, «протаптывает» такие глубокие колеи в мозгу, что потом становится очень непросто направить свою «телегу» по какой-то другой дороге. Метафора примитивная, но, думаю, достаточно яркая.

Рисование мне должно, так что возьмите мои деньги

У современной открытости всевозможным творческим занятиям есть и обратная сторона.

Людям свойственно ставить себя в центр мира, реальности, воображая, будто все крутится вокруг них. Они хотят, чтобы их потребности и желания удовлетворялись – и, в идеале, побыстрей и с минимумом усилий. Если верить тому, что наш мозг стремится экономить ресурсы, такой подход вполне естественен.

Этот взгляд на вещи может совершенно не осознаваться, но это не помешает ему руководить человеком, диктуя, какие реакции и поступки правильны. Например, не получается – виноват учитель или отсутствие учителя. Бросай, ведь неудачи — это не твоя ответственность вообще.

Вместо того, чтобы спрашивать «зачем я рисованию?», обычно люди задаются противоположным вопросом – «что рисование даст мне?»

И правда, зачем мы чаще всего приходим на курсы, беремся осваивать любой навык? Редко из чистого интереса к этому делу или из желания привнести в него что-то полезное. Гораздо чаще – чтобы получить конкурентное преимущество и начать зарабатывать больше. Или – чтобы похвастаться тем, какое у нас замечательное новое хобби и как мы в нем успешны. Хотим получить социальное одобрение и положительные эмоции в той или иной форме.

Кто-то еще говорит, что дело надо ему для самовыражения. Жаль только, что под это самое самовыражение чаще всего не подводится база из реальных навыков, и тогда зрителям скорее приходится догадываться и ломать голову, какую же идею или эмоцию автор вложил в этот рисунок. Впрочем, чаще всего они просто не проникаются и равнодушно проходят мимо, пока автор, надрываясь, жалуется на недостаток отклика. Или просто молча переживает отсутствие поощрения.

Сами по себе эти потребительские моменты существуют, и мы едва ли можем куда-то от них деться. Да и не стоит. Но когда отношение «сделайте мне хорошо и побыстрей» руководит человеком, он становится прекрасным объектом для различных манипуляций.

Дело не в том, что рисование – удел избранных, которые обладают талантом. Дело в том, что невозможно получить что-то стоящее, ничего (или очень мало) отдав взамен.

Невозможно получить, если хочешь лишь взять или подспудно считаешь, что тебе что-то должны. Даже если ты купил дорогой набор маркеров, красок, тот самый графический планшет или потратился на курсы.

Большинство курсов, нацеленных на начинающих, к сожалению, подпитывают потребительское отношение к рисованию.

Ученик получает возможность показать окружающим, что он-де развивается, и похвалу. Учитель же получает охапку восторженных отзывов, ведь чем больше он хвалит учеников, тем выше сам становится в их глазах (и в глазах окружающих тоже, приобретая ореол некой гениальности).

Ну и деньги, конечно. Обучение ведь не бесплатно проводится. Повторяя такие курсы с достаточной периодичностью, можно сформировать отличный способ заработка, поэтому обучение сейчас в тренде.

Но, если посмотреть пристально, выигрывает ли средний посетитель таких курсов? Нередко можно заметить, что начинающие «дрейфуют» от одного курса к другому, задерживаясь в состоянии новичка без какой-либо динамики на годы. И это как-то печально, не находите?

Причем, смысл не в том, чтоб бесконечно ставить новые цели, достигать их, двигаться дальше и выше, монетизировать своё занятие… Движение вперед, развитие – это своего рода нормальное развитие событий. Пусть это самое развитие обычно идет то быстрее, то медленнее, и может иметь периоды, когда рост идет чуть тяжелее. Мозг понимает и с удовольствием принимает сигналы вроде «сегодня или за прошлый месяц мы продвинулись дальше еще на шаг». Это закрепляет желание развиваться.  Причем делать это искренне и естественно, а не из-под палки.

Значительная часть курсов не может дать такого чувства продвижения, и вот почему.

Какие моменты заставили бы призадуматься лично меня

1. Имеющийся  план занятий содержит лишь номинальную структуру.

Да, есть некое «от простого к сложному». Но, если посмотреть пристально, это скорее «от очень простого к простому».

2. Как правило, там нет заданий, основанных на собственной идее ученика. Задания не подразумевают и не поощряют творчество в исконном его виде.

Будем откровенны. Творчество – это не картины по номерам, не копирование референса или шагов демонстраци. То, что перечислено – это ремесло, воссоздание или повторение того, что уже есть. Да, технические умения можно раскачать до небывалых высот. Я ни в коем случае не умаляю заслуг авторов, работающих в этом направлении, т.к. это тоже труд и усилия. Но давайте отделим одно от другого.

Что такое творчество? Вот пара определений.

«Создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей».

«Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового».

Творчество побуждает к самостоятельности. Оно ставит технические умения, анализ, визуальную библиотеку на службу идеям, мыслям, желаниям, чувствам, концепциям. Творчество соединяет несоединенное раннее — или соединяет уже знакомые компоненты по-новому, в какой-то уникальной манере.

Возможно, моё мнение не совпадет с чьим-то еще, но какой смысл делать только то, что тебе говорят или воспроизводить то, что предлагают в качестве материала для копирования? Если это мастер-класс с целью показать авторские приемы, то да, может быть. Но мы-то говорим о целом курсе, призванном научить рисовать новичка.

3. Такие курсы поощряют пошаговое, точное повторение действий демонстрирующего. Т.е. если в предыдущем мы говорили об отсутствии творчества в идее, то тут урезается и творчество чисто техническое.

У ученика (у которого, на минуточку, только формируется представление о процессе рисования), складывается иллюзия, будто то, что ему показывают – это лучший или единственно верный вариант рисования чего-либо.

А ведь в рисовании нет никакой истины в последней инстанции. Да, мы опираемся на известные принципы и приемы. Но это не значит, что на этом мы должны замкнуться. И тем более не значит, будто есть какой-то единственно правильный алгоритм или способ штриховки, а всё остальное — зло, которого надо избегать всеми силами.

Так как же выбирать курсы рисования?

Благоприятные признаки и пара полезных советов

Что ж, мы рассмотрели ситуацию с точки зрения негативных сторон. Давайте теперь пройдемся по признакам, которые свойственны курсам, где Вас с большей вероятностью чему-то научат.

1. Длительность.

Еще не факт, что полугодовая программа – панацея, и она совершенно точно окажется лучше месячного курса. Но нужно понимать, что навык формируется не за неделю, и даже не за пару месяцев. С другой стороны, мало кто видит свою жизнь хотя бы на месяц вперед. Впрочем, вот отличный шанс начать планировать!

Прежде чем вписываться в долгосрочный курс, трезво оцените свою способность выделять время на занятия на протяжении всей дистанции.

2. Интенсивность.

Чтобы сформировать навык, нужно определить свою меру нагрузки, и заниматься регулярно. Лучше всего, конечно, ежедневно. Если Ваша цель – научиться рисовать, не имеет особого смысла заниматься один раз в неделю, пусть по пять часов кряду. Вы только устанете, а мозг получит сигнал, что обучение – гадость, от которой плохо.

Если Вы берете курс, чтобы просто прослушать лекции и посмотреть демонстрации, то практическая эффективность будет минимальной.

На первых этапах не повредит отдавать всё доступное время практике. Главное, ставить разумные задачи, не требующие от Вас сверхвыносливости или прыганья выше головы по навыку. Лучше прекращать заниматься до того, как сильно устанете, и почаще делать перерывы (раз в 40-60 минут)

По моему опыту, лучшая нагрузка в плане обучения — та, которой не замечаешь. Это возможно только в атмосфере интереса, расслабленности и доверия (про последнее мы еще поговорим). Здесь проходит очень тонкая грань, т.к. не замечать и не тяготиться можно нагрузкой даже в несколько часов каждый день, если для этого созданы правильные условия. И, конечно, если Вы уже подготовлены к ней.

Если заниматься интенсивно и захватить какую-то конкретную тему, не распыляясь, то можно многое успеть за месяц-два. Чем больше у Вас опыта в конкретной теме или технике, тем быстрее Вы будете схватывать новое. Впрочем, мы сейчас говорим про новичков.

3. Узкая направленность и тренировка навыков в изоляции.

Наш мозг не может полноценно тренировать несколько аспектов одновременно. Вернее, это дается сложно, с кучей энергозатрат, и вероятность что-то недоглядеть возрастает. Просто не хватает внимания.

Хороший пример узкой направленности в контексте обучения новичков – курс, посвященный рисованию только в оттенках серого (графит или цифровой рисунок), длительностью в три-четыре месяца. Допустим, там охватывается база: анализ изображаемого объекта, работа с линией, пропорции, простые фигуры, светотень, перспектива. Затем, свойства материала и чуть более сложные объекты для рисования.

Есть веские причины, почему курсы для новичков от самых азов до работы с цветом должны длиться значительно дольше пары месяцев.

Цвет – это, безусловно, занятная штука. В красивых оттенках можно попробовать замаскировать плосковатость объекта или поломанность формы. К сожалению, попытка не будет успешной. Цвет не спасет рисунок, в котором проблемы с формой и объемом. Новичкам часто не хватает опыта увидеть недочеты… кажется, будто яркие цвета и прикольные сочетания всё скрадывают.

Хотя, обычно даже с минимальным навыком недочеты в рисунке бросаются в глаза, просто их чуть сложнее идентифицировать и исправить.

Рисование – это сложный, многокомпонентный навык. Гораздо более эффективной будет стратегия дробления одной сложной задачи на множество маленьких и более простых. Важно, чтобы каждый элемент рассматривался достаточно подробно.

4. Откажитесь от розовых очков.

Многие преподаватели сейчас сталкиваются с соблазном взять огромный пласт материала и уместить его в привлекательный продукт под названием «Научись рисовать х с нуля за 5-10 занятий».

В современном мире ценится легкость, с которой можно употребить информацию, и скорость. Ну и желательно, чтоб все было с красивыми картинками различными свистоперделками и весело мельтешело перед глазами. Если для чего-то надо напрягаться в течение длительного времени, фокусировать внимание дольше, чем на три минуты, то как-то уже и не хочется.

Это вполне естественно, но… при таком раскладе, невозможно действительно что-то изучить, создать навык, погрузиться в новую сферу всерьез.

Иногда преподающие художники чувствуют даже некое давление – как это ты не можешь научить людей творить шедевры в два притопа, три прихлопа? Кто ж без такого умения в преподы сейчас метит? :)

Предполагается, будто есть некий особый способ, как можно научиться рисовать быстрей. Как будто можно за 2,5 месяца научить рисовать то и так, как другие учатся годами!

Может, кто-то и владеет гениальной методикой обучения рисованию, но пока реальность показывает, что у всех скорость плюс-минус одинаковая. Прогресс зависит скорее от интенсивности занятий и умения сосредоточить внимание на конкретной задаче. Конечно, от умения преподавателя доносить свою мысль тоже кое-что зависит — проще и быстрее, когда с первого раза всё понятно.

Попытки за 5-10 занятий охватить материал с самых азов и закончить сложными объектами (вроде цветов с множеством лепестков или животных со сложной анатомией и не менее сложной фактурой-текстурой), причем в другой технике, как-то не внушают доверия. Такой вариант скорее подойдет человеку, который уже неплохо знает основы, давненько рисует в свое удовольствие и просто хочет развеять скуку.

Если хочется учиться совсем ненапряжно, чтоб это занятие само собой удобно вклинивалось в твою жизнь по остаточному принципу, то, может, и не надо грузить себя этим обучением? Сейчас продается куча антистресс-раскрасок, например. Отличная штука. Ну это так, просто вариант для размышлений.

5. Хороший курс с высокой степенью вероятности будет склонять Вас рисовать с натуры.

Все же камера имеет свойство искажать объекты, уплощать и упрощать их.

Конечно, рисование с фото имеет место быть. Иногда без этого никак. Но реальная натура прекрасна тем, что заставляет нас тренировать все художественные мускулы, если можно так выразиться. Перенести реальный трехмерный объект на бумагу, создавая лишь его иллюзию – это та еще задачка.

С другой стороны, дело не только в сложности и интенсивности нагрузки. Рисование с натуры дает возможность изучить изображаемый объект, посмотреть на него с разных сторон, понять внутреннее устройство. Можно почувствовать его объем и даже историю или настроение…

Еще один плюс рисования с натуры на курсе – это то, что Вы с большей вероятностью будете создавать свой процесс рисования или варьировать тот, что Вам предложили.

О чем ещё стоит помнить, подыскивая курсы рисования

Не стоит ожидать, что Вас постоянно будут пинать, мотивировать, вдохновлять. Да, сообщество важно. В общем поле можно развиваться быстрее, но только ради этого приходить на любые курсы бессмысленно.

Если Вы идете на обучение ради внешней подпитки, значит, внутри нет настоящей готовности рисовать. Вы бессознательно ждете, что в Вас восполнится то, чего нет. Например, что там Вас научат вдохновляться, дисциплинировать себя, либо же вообще сделают всё за Вас.

Будет ли в таком случае эффект от обучения? Вероятно, будет. Хотя бы потому, что Вы внимательно слушали и выполняли обязательные задания. Но он будет далеко не таким выраженным, как если бы всё делалось с искренним интересом и желанием. Если они есть, человек легко делает больше, чем ему задавали, у него появляются новые вопросы, он изучает сторонние ресурсы. Так прогресс идет быстрее.

Как выбрать преподавателя рисования

Как мне кажется, в данном вопросе художественные навыки идут бок о бок с человеческими качествами.

Конечно, стоит ознакомиться с портфолио или галереей работ человека, к которому Вы хотите пойти. Если у Вас складывается ощущение, что уровень этого автора как-то не дотягивает до реальной возможности кого-то научить, вполне вероятно, так и есть. Но это и без меня понятно. :)

Да, есть мнение, что можно быть гениальным преподавателем, при этом не хватая звезд с неба непосредственно в том, чему обучаешь. Может быть, это так. Однако это слишком сложная и противоречивая тема, чтобы тут что-то утверждать наверняка.

Также стоит обратить внимание на стиль рисунков человека, который будет Вас обучать. Он будет влиять на Вас — не против перенять его черты?


Очень важно, чтобы преподаватель мог внятно объяснять, предлагал четкие алгоритмы и мог разложить сложную идею на несколько простых и понятных компонентов. К сожалению, порой встречаются учителя с очень путанной речью – сколько ни пыталась понять, что именно они хотят донести, получалось с третьей-четвертой попытки (и то, не всегда).

Поэтому стоит поискать безоплатные уроки или видео с участием преподавателя, к которому Вы планируете пойти — если, конечно, Вы до сих пор не знакомы с его стилем изложения материала.


И, наконец, крайне важно, чтоб преподаватель вызывал доверие как человек. Доверие – это многокомпонентное понятие, и оно может значить для Вас не совсем то, что для меня.

С моей точки зрения, доверие – это ощущение того, что данному человеку можно позволить вмешиваться в твои процессы, влиять на твое мышление и отношение к себе в рисовании (а это, так или иначе, всегда происходит).

Доверие также значит, что он может создать доброжелательную, непринужденную атмосферу во время обучения. Еще это четкое понимание того, что тебя поддержат и действительно верят в то, что у тебя всё получится.

Конечно, можно возразить, что все преподаватели плюс-минус такие. Ведь кто-то же к ним приходит учиться – значит, эти люди могут и научить, и не совсем отпугивают учеников. Но значит ли это, что к ним действительно есть доверие – и это не просто вынужденность подчиняться там, где они говорят что-то дорабатывать и исправлять?

Как мне кажется, способность ученика расслабиться во время обучения предопределяет его дальнейшую скорость в развитии (и желание этого самого развития). Если он собран, но не напряжен, то сможет сфокусироваться на важном.

Человеку будет хотеться работать больше, чем от него ожидают – потому что интересно. И еще потому, что внимание акцентируется на том хорошем, что уже получается, удачно выходит.

А когда есть ожидание критики или пронзительных преподавательских охов-ахов за спиной… Вряд ли тут можно хоть сколько довериться, расслабиться и просто заниматься делом.

Тут нужно самому себе признаться, каково Ваше реальное отношение к критике. Правда ли Вы любите, когда Вас критикуют?

Некоторые люди считают, что да. Мол, указание на ошибки позволяет им расти. Но если копнуть глубже, часто оказывается, что им неприятно и больно от критики. Она их сдерживает и немножко парализует. Просто в этом не хочется признаваться, ведь с детства нам внушают, что к критике надо прислушиваться и чуть ли не боготворить ее. А нам страшно отойти от канонов правильности и даже допустить мысль, что далеко не всегда надо оправдывать грубое вмешательство с критикой.

Да, коррекция курса нужна, особенно если есть лучший вариант, как что-то сделать — а Вы это делаете пока не совсем эффективно. Но когда внимание направляется по большей части на негатив (на ошибки, недоработки, огрехи), это лишь множит ошибки и вгоняет человека в ступор, несамостоятельность. Без помощи наставника и его указаний он больше не может.

Кстати, есть любопытные эксперименты, подтверждающие размножение и учащение ошибок, если на них акцентируют внимание. Правда, я не записала, в какой именно книге про них читала. Но если вспомню или снова наткнусь на эту информацию, то дополню эту статью.

Поэтому так важно давать больше внимания в успехи. Это не только усиливает нашу веру в свои силы и желание что-то делать, и не только освобождает нас от страха ошибки. Созидательное внимание как бы тренирует наш мозг делать больше толкового и правильного, но правильного не от перфекционизма, а от естественности.

Типы преподавателей рисования

Что ж, это был длинный пост. Давайте теперь отвлечемся и посмеемся?

Ниже я собрала шутливую классификацию преподавателей рисования. Кто знает, может и Вам попадался кто-то из списка!

Привидение

Говорит очень мало, избегает объяснений. Если снисходит до ученика, то чаще в контексте критики. Ученику приходится о многом догадываться самому. Любит исправлять и дорабатывать, причем не словом или указанием, а делом. Так ведь быстрее!

Иногда отличается суперспособностью появляться неожиданно и пугать до смерти. Обычно потребляет много чая и обретает внезапный интерес к общению где-нибудь возле коллег… в общем, подальше от учеников.

Умник

Всеми силами показывает, насколько еще низок его уровень рисования, чтоб ученики и не подумали пожурить его за неровно проведенную линию в демонстрации. Перфекционист. Любитель рассматривать картинки (например, в интернете) и рассказывать о том, сколько там ошибок и как надо было сделать.

Может немало дать ученикам, потому что многое знает и умеет, но не всегда способен это адекватно донести из-за своих тараканов. То и дело выпячивается его желание показать, что он ого-го (но аккуратно, ведь слишком выпендриваться опасно).

Много критикует, потому что так сам себе кажется умнее и авторитетнее, а значит – полезнее для своих учеников. О достоинствах рисунков предпочитает молчать или касается лишь мимоходом.

Птица-говорун с замашками менестреля

Может мало что полезного рассказать о самом рисовании, зато всё внимание переключает на учеников.

«Ах! Ох! Ну только посмотрите, какой шедевр!» Нахваливает их достижения, восторгаясь их работами – от несмелой почеркушки новичка до… впрочем, люди с действительно высоким уровнем к таким учителям залетают редко. Очевидно, перехваливает своих учеников, но это их обычно не смущает – приятно же.

Впрочем, после курса ученики обычно перестают рисовать, т.к. никто больше не изливает на них сладкие речи так же активно.

Собиратель бабушкиных сказок

Любит потчевать учеников историями о том, что можно – а что категорически нельзя делать. Настолько запутывает впечатлительных неофитов, что они могут никогда не попробовать то, что из списка табуированного. Даже из чистого любопытства.

Педант

Любитель одного метода без возможности отклонения вправо или влево.

Например, Вы находитесь в классе и рисуете натюрморт с натуры. Если за прошедшие пятнадцать минут солнце за окном переместилось и тени сдвинулись, он заставит Вас всё стереть и перерисовать. А потом – еще раз.

Пофигист

Затейник, которому рисование кажется просто рядовым занятием, примерно таким же, как продажа тарелок или разгрузка кирпичей. Возможно, он расскажет Вам, где купить просроченную акварель (потому что так дешевле) или как выдать чужую работу за свою.

В общем, человек предпочитает не напрягаться — и Вам не советует.

Упрощатель-изобретатель

Любит вводить новые слова или подменять значения. Например, эллипсы будут «эти овалы», а оси симметрии – «эти линии». Ну а что? Всем же понятно, да?


Желаю успехов в выборе курсов и обучении!