Не секрет, что многие вещи стоит делать поэтапно, от простого к сложному. Это касается и рисования.

Порой люди, совсем не помнящие, как держать карандаш (потому что последний раз это случалось с ними на уроках ИЗО в школе), видят чей-нибудь прекрасный рисунок и ловят себя на ощущении, что хотели бы так же. Возникает закономерный вопрос – с чего начать и как сделать так, чтобы дойти до такого уровня?

Конечно, в маленькой заметке невозможно дать хоть сколько-нибудь исчерпывающий ответ – всё зависит от множества переменных (чем наш герой вдохновился, сколько у него свободного времени, что он готов вложить в свое развитие, чтобы достичь того уровня мастерства, да и просто такие черты, как вера в свои силы, целеустремленность и упорство).

Поскольку в рисовании тушью у меня больше всего опыта, скажу так: изучение туши стоит начинать только после того, как Вы приобрели устойчивые навыки рисования в принципе (т.е. простым карандашом). Тушь – это лишь инструмент, эдакая надстройка над Вашими фундаментальными умениями.

Конечно, всё относительно и любую ситуацию можно рассматривать отдельно. Я лишь говорю о неких общих тенденциях.

Сразу стоит добавить, что подразумевается более-менее реалистичное рисование тушью; возможно, с небольшой долей стилизации.

Конечно, есть всевозможные варианты скетчевого стиля, когда узнаваемость и объемность изображаемых объектов стоят далеко не на первом месте. Но это уже совсем другая история – хотя и там понимание основных принципов рисунка скорее помогает, чем мешает.

Есть еще такое направление, как дудлинг – как правило, там реалистичность также ни к чему.


Какие знания и навыки стоит получить до того, как Вы приобретете тушь, перья или множество линеров?

Во-первых, понимание, как строятся объекты на листе бумаги. Не обязательно погружаться глубоко в академический рисунок, чтобы научиться «видеть» окружающие Вас предметы как различные объемные формы, упрощать их при необходимости в уме.

Некоторые мотивы требуют минимум построения и объемного видения, например, всевозможная ботаника. Но и там нет-нет да попадается что-то такое, для чего метод «по-простому» работать уже не будет.

Рисунок человека, который по какой-то причине пропустил изучение построения, будет выдавать этот промах; простое срисовывание контура объектов без понимания глубины и объема даёт неубедительный результат.

Во-вторых, необходимо видеть (и уметь передавать в рисунке!) деление на свет, тень, полутень, отмечать рефлексы. На них строится объем и контраст изображения.

Всё остальное: перспектива, композиция, анатомия и т.д. являются полезными дополнениями, которые улучшают рисунок и расширяют возможности художника.


Тушь как материал интересна тем, что дает огромный простор для самовыражения за счет ограниченных средств. Вдумайтесь: Вы создаете иллюзию контраста, объемной формы и текстур с помощью линий, штрихов и точек черного цвета – это ли не волшебство?

Но есть и вторая сторона медали: тушь подчеркнет все неточности в передаче объема и контраста, выявит несимметричность контуров там, где им полагается быть симметричными, а текстура может стать неопределенной кашей из штрихов. И как это всё исправить, не имея под рукой чудесной комбинации Ctrl-Z, непонятно, а обычный ластик тоже практически бессилен.

В цветной графике (например, с участием цветных карандашей) можно «спрятаться» за цвет, отвлечь внимание зрителя на красивую гамму и приятные детали. Цветовые переходы на объекте подсказывают, где взять оттенок понасыщеннее и создать тень, а где наоборот. В случае с рисованием тушью какого-то предмета из реального мира или с цветного фото становится понятно, как много разной информации нужно преобразовать и упростить.

Может показаться, будто в этой статье говорится о чем-то сложном, что требует огромных жертв, затрат времени, особенного самоучителя (или учителя). На самом деле всё достаточно просто, если Вы действительно хотите рисовать.

У кого-то за плечами художественная школа, где рисовались натюрморты и делались наброски, кто-то посещал курсы, а кто-то смотрел вебинары или столь разнообразное сейчас видеообучение, пробовал повторять действия другого автора. И это уже очень хорошо! Возможно, Вы уже готовы познакомиться с миром туши.

Вот несколько фотографий. Если Вы можете изобразить эти предметы с помощью обычного простого карандаша (или пары-тройки карандашей разной мягкости) так, чтобы они выглядели более-менее похоже на оригинал, то смело беритесь за перья или линеры.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

А если эти фото скорее вызывают у Вас ступор и Вы понимаете, что даже дав себе достаточно времени, хорошего результата не будет, то лучше не спешить.

Как можно судить по этому небольшому упражнению, изучать тушь можно со скромным набором знаний и навыков.

Чтобы почувствовать себя уверенней, можно рисовать всё, что Вас окружает: кружку с кофе, столовые приборы, кактус на окне, теннисный шар, лампу и т.д. Главное, не рисуйте просто контур, представляйте любой объект как объемную форму, подмечайте, как падает свет и где расположены тени. Желательно найти кого-то, кто сможет дать Вам обратную связь.

«База» и умение обращаться с материалами работают в связке с друг другом, и чем осознаннее Вы подходите к работе над основами, тем богаче становятся Ваши рисунки тушью. А сложности, с которыми Вы столкнулись при работе над очередным тушевым рисунком, обязательно подскажут Вам, что из базового нужно подтянуть и чему дать больше внимания.


Напоследок хотелось бы сказать о значении той планки, которую каждый новичок себе устанавливает перед началом практики.

Когда мы видим обещания, что за пять или десять уроков нас научат какой-нибудь объективно сложной технике с абсолютного нуля, это звучит очень приятно, расслабляет и даже будто бы снимает часть ответственности. Словно у тех, кто будет нас учить, есть волшебная методика, благодаря которой всё у всех получится, причем в кратчайшие сроки.

Действительно, можно учиться чуть быстрее и эффективнее, проходя какой-то кусок материала за меньшее время. Но попытки опустить изучение основ, если Вы совсем новичок, и погрузиться сразу в изучение материалов, техник, тем и мотивов, обречены на странный результат. Как минимум будут грубые ошибки, а как максимум – человек будет чувствовать, что где-то не получается, а где – не совсем понятно. Даже если хвалят.

Причем пяти и даже десяти занятий на связку «основы + дополнительные инструменты», как мне кажется, мало. Выше я уже приводила пример с возможностью замаскировать пробелы в базовых навыках за счет цвета и простоты сюжета. Но делает ли автора такой подход ближе к возможности рисовать действительно свободно, выражать свои идеи, передавать в рисунках всё, что он видит?

Многие новички боятся сложностей, им хочется получить максимум удовольствия, медитативного процесса, любовного взаимодействия с материалом. Это естественно. Но пока есть страх и желание найти простой путь, они будут портить всё удовольствие смутными предвкушениями. Здесь всё определяется нашим отношением к сложностям, готовностью делать всё поэтапно и вовремя.

Когда мы осваиваем что-то новое, в любом случае будут моменты и периоды, когда нужно вдумываться, анализировать, пробовать так и эдак, быть сосредоточенным. По мере формирования навыка многие вещи даются проще, и мы уже можем значительную часть времени предаваться медитативности вместо обдумывания своих действий. Но начальный этап нужно пройти, неважно рисуете Вы «просто для себя» или «не для себя».

Не бойтесь уделять достаточно внимания основам. Изучая иностранный язык, мы ведь не пускаемся сломя голову в сложные диалоги на философские темы, если не знаем, как спрягаются глаголы, так? И не питаем иллюзий, что прокачаем английский до уровня B2 с нуля за месяц. Информация должна улечься в голове и закрепиться через осознанное повторение в разных формах.

Там, где есть элемент преодоления и ежедневного движения к новому уровню – есть рост, и это обязательно скажется и на всех сферах Вашей жизни, помимо рисования.


Благодарю за внимание! :)

Сомневаетесь, готовы ли Вы к изучению тушевых техник и хотели бы получить от меня обратную связь? Напишите мне на eugeniahauss[@]gmail.com (минус квадратные скобки), приложив примеры своих рисунков или ссылку на них. Я помогу :)